РЕГИСТРАЦИЯ ВХОД




 
Предыдущий эпизод   

Посадка яхты на мель

Глава девятая

Посадки парусной яхты на мель, в основном, происходят из-за навигационных ошибок и плохого знания местной лоции. Если посадка на мель произошла в хорошую погоду, при умеренном ветре и волнении, то в принципе ни чего страшного. Нет ни одного капитана яхты не побывавшего на мели, и зарекаться ни кто от этого не станет. К сожалению посадки на мель нас будут преследовать всю жизнь. Не зависимо от приобретаемого опыта судовождения. Единственное о чём хочется предупредить. Чем хуже погода тем выше опасность потерять лодку севшую на мель. Поэтому рисковать подходить к малознакомому берегу или проходить в непосредственной близости от подводных опасностей в плохую погоду неразумно и очень опасно. Повторюсь, посадка на мель в плохую погоду или при свежем навальном ветре и волнении чревата потерей яхты, и даже может привести к человеческим жертвам.





В хорошую погоду посадка на мель, грозит Вам просто не очень приятным приключением и в конечном итоге насмешками окружающих и коллег. Хотя не исключены серьёзные поломки, в основном рулевого механизма. А возможны и пробоины или деформации корпуса или крепления фальшкиля. Если удар при посадке на мель вам показался сильным, не лишним будет поднять пайолы и посмотреть не пребывает ли вода внутрь корпуса яхты. В случае если Ваши опасения подтвердились, самое разумное будет прервать путешествие и направиться в ближайший яхтенный порт, где можно будет поднять яхту и произвести ремонт. К сожалению случаются и серьезные пробоины. Если пробоину не возможно заделать в аварийном порядке, а пребывающую воду не возможно осушать помпой или вычёрпывать и затопление яхты неминуемо.





Мне кажется, стоит позаботиться заранее, о том, что бы яхту можно было поднять со дна с наименьшими хлопотами и разрушениями. Один из способов сохранить яхту, это затопить лодку на небольшой глубине не далеко от берега. Чтоб с минимальным риском для жизни и здоровья экипажа на нём оказаться. Или не слезать с мели в обще, до прибытия, пусть и дорогостоящей но профессиональной спасательной команды, с необходимым оборудованием.. Например яхта «Зюйд» была спасена с камней в районе Зеленогорска в обще при помощи вертолёта. В истории мореплавания достаточно примеров, когда аварийные суда получив значительные повреждения корпуса специально выбрасывались на песчаные отмели, дабы избежать затопления на больших глубинах.



Так АПЛ(!!!) К-56 попав под таранный удар рефрижератора «Академик Берг» и получив пробоину в двух смежных отсеках заблокировала реактор и на полном ходу выбросилась на ближайшую Находкинскую отмель летом 1973г. Оригинальным способом заделал сквозную пробоину мой приятель. Его небольшая яхта получила дырку в результате навала на деревянную сваю старого причала, из которой торчал ржавый железный болт или штырь. Сквозная пробоина оказалась сантиметров 20 в длину и 2-3см. в ширину и проходила практически по ватерлинии. Приятель закренил лодку, высушил пробоину и заполнил её монтажной пеной. Пена высохла за считанные минуты, он срезал лишнее ножом и покрасил «шрам» краской в несколько слоёв. После этого он продолжил плавание в родной клуб для ремонта. Но пробоина ему больше не досаждала водотечностью, и он доплавал сезон до закрытия навигации и к серьёзному ремонту преступил только весной.



Не откажешь в находчивости яхтсменам ЛГМИ. Для начала они, хорошим ходом, засадили 13-ти метровый парусный катамаран «Центаурус» на камни, и опять же возле Зеленогорска. Его сняли с мели, но повреждение «поплавков» катамарана были настолько сильны, что яхта сразу стала брать воду и затонула на небольшой глубине, около 2-х метров. Встал серьёзный вопрос. Как спасать совсем не маленькую лодку? С учётом того, что это катамаран, то это считай две целиком затопленные лодки по 13м и под две тонны сухого веса каждая. Решение было очень неожиданное, но эффективное. Ребята, взяли обычные резиновые камеры и надули их внутри корпусов катамарана водолазными баллонами со сжатым воздухом. Корпуса всплыли, но на плаву они держались, только за счёт наполненных воздухом автомобильных камер. Хоть герметичности и не было на прочь, это ни сколько не остановило ребят. Ободрённые успехом они поставили паруса на полузатопленной яхте, и благо позволяла погода, благополучно дошли до я/к «Кировец». Там катамаран был вытащен на слип, а позже произведён ремонт поплавков катамарана.



Такого рода аварии к счастью, достаточно редки. Чаще лодки снимаются с мели самостоятельно без серьёзных повреждений, или с помощью коллег на яхте или катере, которые используются в роли буксира. Способы и приёмы самостоятельного снятия с мели описаны в учебниках и справочной литературе. Однако, выход из подобной аварийной ситуации на практических занятиях почти ни когда не отрабатывается. И в сдаче экзамена на шкиперский или капитанский сертификат вопрос «снятие с мели» есть только в теоретической части. Для себя я уяснил два важнейших постулата, которые и Вам рекомендую запомнить.

1.От куда на мель приехал, туда и выбирайся. Как бы ни было заманчиво движение вперёд, нужно помнить, что это ощущение обманчиво. Следует обязательно развернуть яхту на 180o от бывшего курса и сниматься с мели в этом направлении.

2. Поворот должен быть произведён только через «оверштаг» . Как бы не было удобно сделать поворот через «фордевинд», поворот должен быть «ОВЕРШТАГ». При повороте через фордевинд есть очень большая опасность оказаться ещё дальше на мели.

Ну и пожалуй, очень важно это не паниковать и не суетиться. Паника в обще губительна в любой нестандартной или аварийной ситуации.

Андрей Короткевич


 
Предыдущий эпизод   

Поделиться: яхтинг СПб яхтинг СПб яхтинг СПб яхтинг СПб яхтинг СПб



Оставить комментарий или вопрос:
Дата
Текст
Картинка
Имя
eMail
Номер телефона
Капча    








Главная
Вход
Регистрация
Контакты
Запрос
Партнеры
Создать сайт бесплатно самому  
Сайты для бизнеса. ©